Лучшей зимостойкостью обладают пчелы тех пород, которые сформировались в условиях более сурового континентального климата. Среднерусские пчёлы эволюционно приспособлены к продолжительному, в течение 6-7 месяцев, нахождению внутри гнезда в форме зимнего клуба при противодействии в отдельные периоды отрицательным температурам воздуха до -40″С. Пчёлы южных пород, например, жёлтые кавказские и итальянские, менее устойчивы к сильным похолоданиям и при возможности совершают зимние очистительные облёты, что позволяют переживать климатические условия зимы в пределах области распространения этих пчел (Аветисян Г,А,, 1983; Таранов Г.Ф., 1987; Кривцов Н.И., Лебедев В,И,, 1995).
Южные пчёлы отличаются от северных, более интенсивным обменом веществ. Уменьшение его интенсивности в период зимовки способствует лучшему их сохранению.
Карпатская порода пчел выделяется среди южных пород как более зимостойкая. Они осенью выращивают больше расплода, что положительно сказывается на их силе, обладают лучшими физиологическими показателями. По итогам зимовки у карпатских пчёл наблюдалось меньшее ослабление и отход пчелосемей (Улановский В.А., 2002). Наряду с этим в северных районах, куда практикуется завоз пчел южных пород, в том числе и карпатской, наблюдается большая гибель пчелиных семей в зимний период (Билаш Г.Д., Назин С.Н., 1993), что создает предпосылки для изыскания методов повышения их зимостойкости.
При подготовке пчел к зимовке с целью предотвращения попадания в состав зимнего корма падевого мёда, а также снижения себестоимости кормов проводится полная или частичная замена меда на сахарный сироп. Но, при этом ухудшается физиологическое состояние особей. Переработка сахарного сиропа сильно изнашивает пчёл, сокращая их продолжительность жизни, снижая запас питательных веществ в теле и устойчивость организма к низким температурам (Мельничук И.А., 1967, 1968; Жеребкин М.В., Шагун Я.Л., 1971; Мартынов А.Г., 1977; Чернов Н.С., 1977). Поэтому проводятся изыскания дешевых и эффективных добавок к сахарному сиропу, улучшающих физиологическое состояние зимующих пчел. Особое внимание уделяется препаратам на основе естественных кормов или веществ, которые в них содержатся. Учитывая тесную взаимо-насекомых с растительным миром, можно предположить, что для нормального развития пчел требуются физиологические вещества растений, в том числе фитогормоны, которые содержатся в нектаре и пыльце, а, следовательно, привычным образом потребляются с кормом.
Целью нашей работы являлось изучение влияния добавок фитогормонов эпибрассинолида и цитокинина в составе подкормок карпатских пчёл сахарным сиропом на качество их зимовки.
Для этого в августе организовали три группы по 5 семей аналогов. Пчелиные семьи получали семикратную подкормку 60% сахарным сиропом с интервалом 5 дней в качестве пополнения кормовых запасов на зиму. Сахарный сироп давали из расчёта 1,5 л на семью пчёл. Контрольные семьи (группа I) получали чистый сахарный сироп. Опытным группам в начале кормления трижды добавляли в сироп фитогормоны: группе И цитокинин в дозе 50 мг/л, группе III – эпибрассинолид в дозе 0,2 мг/л.
После проведённых подкормок мы наблюдали за подготовкой пчёл к зимовке. Результаты зимовки во многом зависят от числа выращенных пчёл в конце лета и в начале осени, а также от силы семьи. Во всех группах сила семей в течение осеннего периода постепенно уменьшалась, но с различной интенсивностью. В контрольных семьях в период с 03.08. по 05.10. сила изменилась в среднем на 18 %, что составило 1,4 улочки; тогда как во II группе (цитокинин) на 13 % (1,0 улочка), в III группе (эпибрассинолид) -на 14 % (1,1 улочки). При этом количество расплода во всех группах убывало с одинаковой динамикой. Скорее всего, в опытных семьях происходил менее интенсивный отход пчёл, что связано с продолжительностью жизни. От продолжительности жизни пчёл осенней генерации зависит благополучный исход зимовки. Мы провели опыт по определению влияния фитогормонов на продолжительность жизни пчел осеннего поколения. С этой целью после проведённых подкормок заселили энтомологические садки однодневными пчёлами. Действие фитогормонов на организм пчёл осеннего поколения оказывалось во время кормления семей сахарным сиропом. Следовательно, пчёлы, заселённые в садки, получали искусственные фитогормоны на личиночной стадии, что должно было повлиять на их развитие. Пчёлы, отобранные в садки из контрольных семей, прожили в среднем 23 дня, тогда как в опытных группах в среднем по 33 дня.
Продолжительность жизни зимующих пчёл во многом зависит от активности потребления ими в период подготовки к зиме пыльцы, способствующей увеличению запасов азота, жира и гликогена в организме пчёл. Питательные вещества, необходимые пчёлам для поддержания жизнедеятельности в зимний период, аккумулируются в основном в жировом теле. Между показателями продолжительности жизни пчёл и величиной жироеого тела существует прямая зависимость. В течение зимы мы определяли степень развития жирового тела пчёл. Данные опытных групп по этому показателю превосходили контроль, а лучшие результаты показал фитогормон эпибрассинолид: у пчёл, получавших его, к весне жировое тело было в 1,5 раза лучше развито, чем в контрольной группе.
Учитывая, что на состояние пчёл после зимовки существенно влияет количество непереваренных остатков в кишечнике, мы определяли каловую нагрузку пчёл. У особей контроля в конце зимы она составляла около 27 мг, тогда как в опытных группах – в среднем по 20 мг. По мере накопления экскрементов в задней кишке возрастает активность фермента каталазы, отвечающей за ликвидацию вредных последствий, которые могут возникнуть при сильном наполнении толстой кишки. В связи с этим мы определяли активность каталазы заднего отдела кишечника, которая в марте у семей, получавших цитокинин, была выше, чем в контроле на 83 %, у семей, подкормленных эпибрассинолидом – на 28 %.
Как правило, наполнение заднего отдела кишечника пчёл каловыми массами связано с потреблением корма семьями в течение зимовки. По результатам весенней ревизии установлено, что потребление корма в контрольных семьях уступало показателям опытных групп, как на улочку пчёл, так и на семью в целом. В контрольной группе семьи в среднем израсходовали 8,7 кг корма, на улочку приходилось по 1,4 кг. В группе семей, получавших в качестве добавки цитокинин, наблюдался минимальный расход кормов: на семью – 6,9 кг, на улочку – 1,1 кг.
Кроме того, в опытных семьях отход пчёл в течение зимы был ниже. В обеих опытных группах он составлял в среднем 1,0 улочка пчёл на семью против 1,5 улочек в контрольной группе.
Результаты зимовки соответствующим образом отразились на весеннем развитии пчелиных семей. Темпы роста опытных семей были значительно выше, чем в контроле. Так, пчёлы контрольной группы вырастили за 36 дней весеннего развития в среднем 8,9 тыс. рабочих особей; пчёлы, получавшие осенью в качестве подкормки цитокинин, – 10,2; эпибрассинолид – 13,9 тыс. особей.
Изучаемые фитогормоны оказывают различное влияние на проявление количественных показателей зимостойкости. В частности, эпибрассинолид способствует в большей степени накоплению питательных веществ в организме пчёл зимнего поколения, в результате чего они больше выращивают расплода в весенний период. Результатом использования цитокинина в составе осенних подкормок пчёл является более экономное расходование ими корма в течение зимы.
Таким образом, добавление фитогормонов в осенние подкормки карпатских пчёл сахарным сиропом способствует увеличению продолжительности их жизни и улучшению физиологического состояния, сокращает отход особей в семьях и потребление кормов, что положительно влияет на исход зимовки и ускоряет темпы роста пчелиных семей в весенний период.