Между Рикой и Тереблей

Неподалеку от знаменитого в Карпатах озера Синевер начинают свой бег Рика и Теребля, несущие горные воды в более полноводную Тису. Истоки Рики и Теребли лежат чуть ниже 1500 м над уровнем моря. Но не живописнейшие горные пейзажи привлекли к себе наше внимание более 35 лет тому назад. Так случилось, что именно между этими двумя реками и между лежащими в их долинах селами – Вучковым и Колочавой – нами были обнаружены пчелы, позволившие после их тщательного изучения утверждать, что они заслуживают особого внимания. Одаренные природой множеством замечательных качеств, они оказались к тому же настолько генетически стабильными, что в дальнейшем смогли послужить исходным материалом для разработки биоморфологического стандарта и эталона карпатских пчел этого экотипа. Именно здесь кафедрой пчеловодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева была выделена получившая широкую известность и распространение линия №77 из Вучкова.

После первой публикации В.А.Губина и И.И.Юрика о пчелах, живущих между Рикой и Тереблей (ж-л “Пчеловодство” №9, 1967) прошло 34 года. За это время многое изменилось. С полной ликвидацией общественного пчеловодства пчеловоды оказались перед необходимостью самим решать самые различные проблемы.

За эти годы относительно немногочисленная популяция карпатской карники, обнаруженная тридцать-сорок лет тому назад, не в меньшей степени, чем среднерусские пчелы оказались метизирова- ны. Ряд пасек Закарпатья подвергался в те годы влиянию кавказских, итальянских, а также пчел, завозившихся из Венгрии и относившихся, по-видимому, к банатской карнике. Воздействие этих пчел и до сих пор ощущается в Закарпатье, особенно в его низинных районах.

Хотя некоторые характеристики обитавших пчел в горных районах Подкарпатской Руси, входившей в состав Чехословацкой Республики в начале двадцатых годов ушедшего века, позволяли уже тогда ви-деть в них множество удачных сочетаний ценнейших хозяйственно-биологических особенностей, тем не менее некоторые из этих характеристик нуждались в уточнении. В первую очередь это касалось признака зимо-стойкости, поскольку безоблетный период в горных районах Карпат нередко достигает четырех и более месяцев.

Изучение зимостойкости карпатских пчел в Кемеровской области (Западная Сибирь) позволило убедить-ся в том, что эта порода в состоянии переносить зимовку продолжительностью более полугода. Несколько лет, пока удавалось сохранять чистопородность этих пчел, их продуктивность, миролюбие, слабая ройли-вость и некоторые другие положительные особенности сохранялись на высоком уровне. Превращаясь под влиянием местных сибирских пчел в помеси различных поколений, карпатские пчелы постепенно растеряли свои замечательные свойства и стали менее пригодными для использования, чем местные. Этот опыт позволил сделать два вывода, из которых первый касался высокой зимостойкости чистопородных карпатских пчел, а второй – фактов постепенной утраты под воздействием метизации присущих им особенностей. Было бы ошибкой утверждать, что поместные пчелы вообще не имеют ценных признаков и качеств, просто возни- кающая непредсказуемость сочетания в помесном потомстве исключает их из числа перспективных вариантов.

Практически надежной и теоретически состоятельной надо считать систему однопородного содержания и разведения пчел, позволяющую вести племенную работу, что, к сожалению, в условиях почти повсеместной метизации осуществлять почти невозможно. Это заставляет особенно высоко ценить источники чисто-породных пчел.

Организуя в 1966 г. экспериментальную пасеку в Карпатах, кафедра пчеловодства МСХА прежде всего принимала во внимание то обстоятельство, что горное село Вучково находится в надежно изолированной местности, свободной от других пород пчел и отличающейся сложными погодно-климатическими усло-виями, что обеспечивало существование пасеки в течение более чем трех десятилетий. За эти годы было произведено несколько десятков тысяч карпатских маток, первоначально происходивших от маток линии 77 (ныне пчелы этой линии уже не репродуцируются. – Прим. ред.).

В настоящее время вучковская пасека принадлежит Институту пчеловодства им. П.И.Прокоповича (Киев) и входит в отдел селекции, которым руководит В.А.Гайдар. Здесь осуществляется морфологический конт-роль пчел по основным, характерным для них внешним признакам при сохранении максимально возможной генетической разнокачественности в условиях полузамкнутой популяции. Уже около десятка лет пасека находится в надежных руках знающих свое дело молодых пчеловодов братьев Василия и Михаила Плиска.

Но какими же стали вучковские пчелы за прошедшие тридцать лет? Удалось ли их улучшить хотя бы на те 20%, о которых так любят мечтать и говорить селекционеры и которые кажутся вполне достижимой вели-чиной? Говорить, что в результате многолетней селекции вучковские пчелы стали на 30% или хотя бы на 10% продуктивнее, невозможно. Невозможно хотя бы потому, что сравнивать то, что есть с тем, чего давным давно нет, действительно, невозможно.

Полезно заметить, что получить относительно небольшую группу более продуктивных пчелиных семей, в результате нескольких лет селекции, не так уж трудно. Во много раз труднее сохранить полученные результаты, не дать им раствориться в окружающем их пчелином пространстве, размножить до количеств, обеспе-чивающих генетическую стабильность новой популяции в последующих поколениях.

Сейчас можно утверждать, что за истекшие годы они, по крайней мере, не стали хуже. Это, как и прежде, серые и спокойные, слабо ройливые, интенсивно развивающиеся весной, хорошо зимующие на воле на протяжении четырех-пяти безоблетных месяцев сырой и холодной погоды пчелы. Они сохранились, возмо- жно, в одном из наилучших из известных нам вариантов, которые созданы природой и ее самым надежным селекционером – естественным отбором.

Нам, наверное, давно уже нужно было понять, что улучшать целе-сообразно только то, что имеет недос-татки. Улучшать отличное, безупречно выпестованное природой не имеет никакого смысла. Это не только непосильная во многих случаях задача, но и ненужная химерная мечта, часто препятствующая осуществле-нию более важной и необходимейшей цели – сохранить на века и тысячелетия то, что создано природой в безупречно совершенном виде.

Журнал “Пчеловодство” № 4, 2003 В. Губин.

Залишити відповідь